Миссия секцииРазработка и внедрение единого научного фундамента для телесно-ориентированной психотерапии на основе интеграции:
- физиологического подхода (И.П. Павлов, П.К. Анохин);
- психологического подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- психофизиологического подхода (Н.А. Бернштейн, П.В. Симонов).
Наша цель — преодоление фрагментации и псевдонаучности в области ТОП через создание строгой методологии, позволяющей систематизировать практики, проводить evidence-based исследования и понимать глубинные механизмы взаимосвязи психики и тела.
Ключевые концепции подходаВ основе нашей работы лежат несколько фундаментальных моделей:
1. Четырехуровневая психофизиологическая модель деятельностиМы рассматриваем деятельность человека как иерархическую систему из четырех взаимосвязанных уровней:
- безусловно-рефлекторная деятельность (врожденные реакции);
- условно-рефлекторная деятельность (1-я сигнальная система) реакции на непосредственные раздражители, общие для животных и человека;
- условно-рефлекторная деятельность (2-я сигнальная система) речевая регуляция, специфичная для человека;
- семиотическая деятельность уровень значений, личностных смыслов и культурных кодов.
Эта модель позволяет проводить всесторонний анализ любого поведенческого акта — от простейшего движения до сложной социальной деятельности.
2. Континуум «Деятельность – Действие – Движение»Мы понимаем телесное проявление не как изолированный механический акт, а как элемент единого функционального континуума:
- движение – элементарный моторный акт;
- действие – целенаправленный акт, подчиненный сознательной цели;
- деятельность – высший уровень, направленный на удовлетворение потребности и опосредованный мотивом и личностным смыслом.
Движение обретает психологический смысл только в контексте действия и деятельности, мотивов и потребностей человека.
3. Теория функциональных систем (П.К. Анохин)Ключевой принцип нашего подхода: структура системы определяется ее функцией, а не анатомией. Функциональная система — это самоорганизующееся динамическое объединение органов и тканей из разных анатомических систем, направленное на достижение полезного для организма приспособительного результата.
Эмоция в этой парадигме понимается как высшая форма интеграции функциональных систем, мобилизующая организм для достижения результата.
Сферы применения и практическая значимостьФункционально-структурный подход открывает новые возможности для:
- научных исследований: проведения комплексных психофизиологических исследований с объективной регистрацией данных (ЭЭГ, ЭМГ, КГР и др.) для изучения эффективности телесных интервенций;
- психотерапевтической практики:
*анализа не как статичного «мышечного блока», а как проявления дисфункции на
одном из уровней психофизиологической иерархии (от рефлекторного до
смыслового),
*понимания психосоматических симптомов как функциональных расстройств сложной
саморегулирующейся системы,
*разработки методов, направленных на восстановление интеграции между разными
уровнями деятельности (безусловно-рефлекторным, условно-рефлекторным и
семиотическим);
- образования: построения системной образовательной программы для подготовки терапевтов, основанной на глубоком понимании психофизиологии, а не на заучивании изолированных техник.
Направления работы секции- Теоретический семинары: глубокое изучение трудов основоположников подхода (Павлов, Выготский, Анохин, Бернштейн, Леонтьев).
- Супервизорская практика: разбор клинических случаев через призму четырехуровневой модели и континуума «деятельность-действие-движение».
- Исследовательская группа: проведение исследований на базе Научно-исследовательского центра Ассоциации с использованием аппаратного комплекса «Нейрон-Спектр-5».
- Методическая работа: разработка и апробация новых терапевтических протоколов, основанных на принципах ФСП.
Функционально-структурный подход — это не просто теория, это рабочий инструмент для психотерапевта, который позволяет увидеть за симптомом историю формирования функциональной системы человека и найти точку приложения для целенаправленной и эффективной терапевтической работы.Для вступления в секцию и участия в проектах необходима базовая подготовка в области психологии и телесно-ориентированной психотерапии. За подробной информацией обращайтесь к куратору секции.